«Великая сила искусства…»
На одном из уроков литературы мы вспоминали недавнее посещение музея изобразительных искусств. Выставка называлась «Западно — Европейское искусство 17-19 вв.» На гимназистов большое впечатление произвели картины периода раннего голландского искусства, так называемые «Малые голландцы». Пейзажи «Зима», «Деревенский пейзаж» и «Пожар в деревне» отличаются большой точностью и живостью изображения. Дети с большим увлечением интересовались авторами картин и их жизнью, внимательно слушали, когда им рассказывали идейное содержание того или иного произведения изобразительного искусства. При проведении работы с младшими школьниками в картинной галерее были рассмотрены картины немецких, голландских, фламандских мастеров с наиболее доступной, понятной детям идеей, на которых наиболее убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли. Очень понравился гимназистам и старинный фарфор Дрезденской мануфактуры.
Эстетическое воспитание во внеклассной работе не является подсобным средством нравственного воспитания, а занимает в работе учителя самостоятельное место. Надо приближать детей к пониманию настоящего искусства и подлинной красоты жизни. Задача учителя в том, чтобы при помощи искусства влиять на моральные убеждения ребенка, расширить его кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает не только под влиянием учителя. При самостоятельном чтении детьми книг и стихов, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни.