Дошкольное и начальное образование
Преемственность дошкольного и начального образования
В настоящее время актуальна проблема преемственности между ступенями образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учитель должен внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первокласснику быстрее адаптироваться к новым условиям .
Образовательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической),самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, основанием преемственности между ДОУ школой являются:
-развитие любознательности;
-развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
-формирование творческого воображения, направленного на развитие интеллекта ребёнка;
-развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Данный процесс можно рассматривать с нескольких сторон:
1)на дошкольной ступени формировать личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2)школа подхватывает достижения ребёнка и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
-координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов ДОУ и школы;
-обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена:
1)Приобщить детей к здоровому образу жизни.
2)Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, создать условия для разнообразной художественной деятельности.
3)Развить инициативность, любознательность способность к творческому самовыражению.
4)Развить компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками)
5)Формировать знания об окружающем мир; стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
1)Формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.
2)Развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
3)Формировать желание и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.
4)Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
5)Совершенствовать достижения дошкольного развития; оказывать специальную помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств.
Организовать работу по преемственности между ДОУ и школой можно следующим образом:
-создать систему непрерывного обучения, которая обеспечит эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание ;
-создать условия, благоприятные для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию ,развитию индивидуальности каждого ребёнка;
.-развивать ведущую деятельность каждого периода жизни;
-формировать психологическую готовность к школе;
-разработать «сквозные» учебные планы и программы для дошкольного и младшего школьного возраста;
-создать комплекс учебно-методической документации;
=создать новые творческие мастерские и проекты.
В целях дальнейшего успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьного образования в нашем учебном заведении создана дошкольная гимназия для детей 5-6 лет. Работа в ней ведется по таким направлениям: математика, обучение грамоте, английский язык, хореография-музыка.
Главной целью курса является всестороннее развитие ребенка: его мотивационной сферы ,интеллектуальных и творческих сил.
В ходе обучения происходит развитие фонематического слуха, первоначальному послоговому чтению, активизации словаря и речи.
Цель курса подготовить дошкольника к успешному восприятию, развивать логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира.
Дети, которые заканчивают дошкольную гимназию, легче адаптируются в 1-м классе .Они более активны на уроках, быстрее воспринимают учебный материал.