Психологическая служба
Цели и задачи психологической службы Основные направления работы психологической службы определяются общими целями Гимназии, которые состоят в нахождении индивидуальных путей личностного развития учащихся, реализации их творческого потенциала. Исходя из этих предпосылок, которые являются одновременно и важнейшими условиями повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, психологическая служба Гимназии ставит своей основной целью обеспечение психологической поддержки учебно-воспитательного процесса. Задачи практического направления: 1) адаптация гимназистов к условиям гимназического образования; 2) выявление личностных особенностей гимназистов,составление психологических рекомендаций по их развитию и коррекции; 3) осуществление помощи гимназистам и абитуриентам Гимназии в выборе профиля обучения, основываясь на их личностных интересах, способностях и уровне развития; 4) повышение учебной работоспособности; 5) выявление, отслеживание и коррекция психологических особенностей, состояний и поведения учащихся. Задачи обучающего направления: 1) развитие произвольной психорегуляции и самоконтроля гимназистов; 2) развитие психических функций познавательной сферы учащихся (внимания, памяти, мышления); 3) формирование и развитие коммуникативных знаний, умений; 4) знакомство с основами научной психологии и возможностями ее практического применения; 5) личностное самосовершенствование. На основе специально разработанных психологами кафедры авторских программ в начальных и средних классах Гимназистов ведутся психотренинги, которые помогают успешно решать вышеизложенные задачи. В старших профильных классах проводятся адаптивные тренинги, способствующие оптимизации социально-психологического климата во вновь сформированных классах. Регулярно проводятся обучающие семинары и беседы с педагогами, обучающие тренинги (педагогического общения, творческого поведения и мышления), направленные на развитие сотрудничества и сотворчества в системе иучитель – ученик». Задачи психологического профильного направления: 1) способствование углубленному сампознанию гимназистов и их личностному росту; 2) повышение адаптивных возможностей,психической культуры и развитие творческих способностей; 3) знакомство гимназистов с языком научной психологии, ориентация их в разделах современной психологии; 4) овладение гимназистами некоторыми практическими навыками психологии 5) формирование и развитие установки на физическое и психическое здоровье; 6) становление и развитие профессионального самоопределения; 7) подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы на психологические специальности. Задачи научно-исследовательского направления кафедры психологии: 1. психологические особенности адаптации гимназистов, особенности развития личности гимназиста в связи с обучением по различным программам (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, профильным обучением), взаимоотношения гимназистов друг с другом, с педагогами и с родителями, особенности формирования жизненных ценностей у гимназистов, развитие интеллектуальных и творческих способностей у гимназистов, психофизиологические и психологические особенности одаренных учащихся. Основные направления деятельности сотрудников кафедры психологии Юридической гимназии: 1. Практическая работа: Психопрофилактика, Психодиагностика, Развивающая и коррекционная работа, Психологическая адаптация, Консультативная работа, Психологическое сопровождение образовательного процесса, 2. Научно-исследовательская деятельность, 3. Учебно-методическая работа, 4. Преподавание психологии. В рамках практической работы педагоги-психологи Гимназии используют современные психологические методы: Психодиагностические методы — тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия. Методы психологического консультирования – эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез. Психокоррекционные методы — психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг, поведенческий тренинг. • Методы психотерапии – трансактный анализ, КПО, ИПТ, НЛП, групповая терапия, поведенческая терапия и др. В рамках психологического сопровождения образовательного процесса осуществляется: адаптация учащихся к условиям гимназического образования; повышение учебной работоспособности; выявление личностных особенностей гимназистов, составление психологических рекомендаций по их развитию и коррекции; помощь лицеистам и абитуриентам Гимназии в выборе программы и профиля обучения на основе их интересов, способностей, уровне умственного развития.